?

Log in

No account? Create an account
Воронцовский дворец изнутри. Санта-Барбара XIX века. - Lika
Июль 26, 2013
02:23 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Воронцовский дворец изнутри. Санта-Барбара XIX века.
Я хотела бы пригласить вас на прогулку по парадным залам Воронцовского дворца вместе с нами. Мы пройдем тем же маршрутом, которым проводят гостей. А заодно я вкратце расскажу о захватывающих романтических приключениях хозяев дворца.


Дворец был построен графом (в последствии князем) Михаилом Семеновичем Воронцовым. Не могу решить, какой из его портретов нравится мне больше - этот, в молодости, работы Джона Доу, хранящийся в Военной галерее Зимнего дворца:


Или этот, в зрелые годы, автор - Томсон. Наверное, второй.



Если войти во дворец со двора, с северной стороны (напротив Альгамбры), попадаешь в коридор, одна из стен которого полностью закрыта шкафами из мореного дуба. Раньше здесь была гардеробная, потом в эти шкафы перенесли книги. Граф был известным библиофилом, впрочем, из всех его библиотек сохранилась лишь эта, Алупкинская. На другой стене висят старинные гравюры, изображающие различные стадии строительства дворца.


Дворец строился в основном трудом оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Тут есть табличка с именами крепостных строителей, отвечавших за ключевые моменты возведения дворца. Особое внимание наш экскурсовод обратила на Романа Фуртунова, лепщика. Вся лепнина, сохранившаяся и по сей день во дворце - творение его рук.


Надо помнить, что это начало XIX века, и все работы производились вручную, примитивными инструментами, без применения какой-либо техники - например, камень тесали вот такими молотками, один из которых был найден при раскопках.


Надо сказать, что несмотря на благородную внешность, граф был фигурой противоречивой. С одной стороны, это человек, которому Крым обязан своим развитием, ведь до его появления здесь все население Южного берега не превышало и пятисот человек. Воронцов построил дорогу, и сегодня ведущую от Симферополя к Ялте и к его дворцу (причем, без использования труда крепостных - силами армии и вольнонаемных работников). Он зародил на этой земле виноделие, причем не остался монополистом, а щедро способствовал распространению лозы. С его подачи началось лесоводство, овцеводство и даже черноморское пароходство... Но при этом, как писал Пушкин о генерал-губернаторе:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Впрочем, у Пушкина были свои личные резоны, и к этому мы еще вернемся.



Дверь в торце коридора ведет в Парадный кабинет хозяина дворца. Окно в виде эркера, в котором поместились крытый зеленым сукном стол и два кресла. Эркер - это тоже элемент, весьма популярный в английской архитектуре, он зрительно расширяет комнату и дает больше света.



Среди мебели - книжный шкаф черного дерева, выполненный в стиле «Гуль» в конце XVIII в., круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Кабинет переполнен произведениями искусства, многие посвящены героям войны с Наполеоном. На стене портрет самого графа  Воронцова работы Луизы Дессеме.



Рядом с портретом - бронзовая скульптура, изображающая герцога Веллингтона. Обратите внимание на расписные обои.


На старинном даже по тем временам английском книжном шкафе (хозяин купил его у антикваров) стоят бронзовые канделябры и часы с фигурами Минина и Пожарского работы П.Ф.Томира.


Фрагмент инкрустации шкафа:


Дверь из кабинета выходит на прелестную террасу дворца, пройдя через которую, мы попадаем...


... в Китайский кабинет, в котором любила проводить время жена графа, Елизавета Ксаверьевна.

Светлые высокие панели кабинета, рамы зеркал и дверцы стенного шкафчика декорированы искусной резьбой.


На стене - портрет графини Воронцовой. Ее облик настолько увлек Пушкина, что он рисовал ее больше, чем кого бы то ни было из своих возлюбленных. И его вполне можно понять.


Впрочем, вполне вероятно, что на самом деле отношения между поэтом и графиней были возвышенными и совершенно платоническими, поскольку похоже, что она просто использовала его для прикрытия своего истинного романа - со своим родственником Александром Раевским.

Вот он, кстати, красавчик. Сын генерала Раевского и внучки Ломоносова.


П.Капнист писал в своих мемуарах: "Прикрытием Раевскому служил Пушкин. На него-то и направился с подозрением взгляд графа". А ведь Пушкин считал Раевского своим другом. Вскоре Пушкин почувствовал неприязнь к себе Воронцова, который совсем недавно относился к нему хорошо. в марте 1824 года поэт не замедлил ответить той самой эпиграммой, да и еще несколькими, чем совсем испортил отношения с графом... Да и былые теплые чувства к Раевскому у него изрядно поостыли. Летом этого года Пушкина перевели в ссылку в Михайловское.

Стены в Китайском кабинете оформлены циновками из тонкой рисовой соломки, вышитой шелком и бисером.


В июне 1828 года разразился громкий скандал. В это время Воронцовы принимали в Одессе императора Николая I с женой. Гости жили в роскошном дворце Воронцовых на Приморском бульваре. В один из дней Елизавета Ксаверьена направлялась к императрице Александре Фёдоровне со своей дачи. По пути карету Воронцовой остановил Александр Раевский, держа в руке хлыст, и стал говорить ей дерзости, а потом крикнул ей: "Заботьтесь хорошенько о нашей дочери". Родившуюся в апреле 1825 года трёхлетную дочь Елизаветы Софью Раевский считал своим ребенком (хотя кое-кто вообще считал ее ребенком от Пушкина!). Скандал получился невероятный. Граф Воронцов снова вышел из себя и под влиянием гнева решился на шаг, совершенно неслыханный; он, генерал-губернатор Новороссии — в качестве частного лица — подал одесскому полицмейстеру жалобу на Раевского, не дающего прохода его жене. Но Воронцов скоро опомнился. Сообразив, что официальная жалоба может сделать его смешным, он прибегнул к другому средству, через три недели из Петербурга было получено высочайшее повеление о немедленной выселке Раевского в Полтаву за разговоры против правительства. Так и Раевский навсегда расстался с Воронцовой.

Потолок, кстати, также изумительно инкрустирован.


Александр Раевский запомнился современникам еще одной скандальной историей. Он женился на девушке некрасивой, но умной и блиставшей в свете. Но любила она совсем другого человека, мать которого запретила тому жениться на ней. И тогда она вышла замуж за поверенного своей любви - Раевского. А. И. Тургенев писал в своём дневнике: "...Он взялся сватать её за другого, а сам женился. История самая скандальная и перессорила пол-Москвы". Впрочем, жена его умерла через пять лет, оставив Александра с трехнедельной дочкой на руках. Он посвятил ей всю свою жизнь, но и дочь его скончалась после родов, как и её мать. До конца жизни А. Раевский оставался безутешным.



Впрочем, Санта-Барбара в семье Воронцовых происходила не только со стороны жены. Граф также имел любовную связь с лучшей подругой жены и хозяйкой крымского имения Мисхор Ольгой Нарышкиной. Воронцов не только брал на себя многие расходы по содержанию Мисхора, но оплачивал карточные долги Нарышкина. В 1829 году у Нарышкиных родился долгожданный ребенок, девочка, которую назвали... опять Софьей. Злые языки утверждали, что она дочь Михаила Воронцова. Действительно, Софья Нарышкина имела куда большее сходство с Воронцовым, чем его собственные дети. Портреты Ольги Нарышкиной и ее дочери всегда хранились среди сугубо личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета Алупкинского дворца.



Всего у Воронцовых родилось три дочери и три сына, но первая дочь умерла нескольких дней отроду. Елизавете долго ничего не говорили об этом: "Жене его прежде десяти дней не скажут; для здоровья её как нельзя лучше. Её уверили, что нельзя принести дитя, потому что в сенях холодно. Она согласилась ждать дней десять. Бедная мать!" - писал в письме к брату К. Я. Булгаков.

В углу комнаты у входа висит настоящая реликвия - ящичек, подаренный Воронцовым императорской четой. Внутри лежало личное послание.


С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В Китайском кабинете хранятся его портрет и виды семейного дворца Черчиллей-Мальборо - Блэнема. Я в нем была и очень хочу когда-нибудь вам о нем рассказать.


А выход из этой комнаты ведет в парадный вестибюль дворца, но о нем и других залах я расскажу в следующем посте.


Не отключайтесь! Впереди еще много прекрасного.

Воронцовский дворец в Алупке. Часть вторая, светлая и печальная.

Интермедия. Девочка в Воронцовском дворце

Воронцовский дворец. Часть третья, финальная. С загадками.

Tags: ,

(8 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:oganiok
Date:Июль 26, 2013 04:25 am
(Link)
Ой, спасибо! Очень интересно!
Какой бурной жизнью жили обитатели дворца!)
[User Picture]
From:gallika
Date:Июль 26, 2013 08:09 am
(Link)
Ой, и не говори! На фоне таких страстей мыльные оперы отдыхают )))
[User Picture]
From:mary_zoom
Date:Июль 26, 2013 06:41 am
(Link)
удивительный дворец, а сколько тайн хранит... некоторые элементы меблировки и декора просто запали в душу. спасибо за такую чудесную экскурсию!!!
[User Picture]
From:gallika
Date:Июль 26, 2013 08:10 am
(Link)
Мэри, это только первый пост из четырех ) Самое интересное, по-моему, впереди.
[User Picture]
From:mary_zoom
Date:Июль 26, 2013 11:19 am
(Link)
я и не спорю:))) у тебя всегда интересно, и первый пост и второй и так далее, ыхыхыхыхых!!! очень люблю тебя читать:)
[User Picture]
From:tradiskancia
Date:Август 28, 2013 02:05 pm
(Link)
Увлекательно, с удовольствием пойду читать продолжение!
Только мне одной показалось, что Раевский вылитый Хабенский?))
[User Picture]
From:gallika
Date:Август 28, 2013 03:14 pm
(Link)
Кстати, да ))) Что-то есть...
[User Picture]
From:livejournal
Date:Март 7, 2014 06:53 am

Это камень!

(Link)
Пользователь matveychev_oleg сослался на вашу запись в записи «Это камень! » в контексте: [...] авторе. Кто-нибудь знает, что он еще создал? Воронцовский дворец изнутри. Санта-Барбара XIX века. [...]
Разработано LiveJournal.com