?

Log in

No account? Create an account
Casta Diva - Lika
Май 30, 2014
04:57 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Casta Diva
«Casta Diva», каватина Нормы — ария из оперы Винченцо Беллини «Норма». Одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий для сопрано. Говорят, что в XX веке лишь несколько певиц обладали достаточными умениями, чтобы справиться с нею. Но, на мой взгляд, они ее изрядно подпортили.

Содержание

В покоренной римлянами Галлии друиды готовят восстание против иноземного владычества. Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины. Однако, она и сама предала свой обет - влюбившись в верховного римлянина-завоевателя, несмотря на обет безбрачия, успела родить ему двоих детей. И вот теперь ее нервы на пределе - римлянин влюбился в ее младшую жрицу. И Норма просит богиню вернуть ей возлюбленного или же покарать всех скопом. Младшая жрица отказывается принять любовь римлянина в знак почтения перед старшей госпожой, однако римлянин не готов отказаться от молодого тела и вернуться к старому. И тогда друиды его обрекают на смерть. А Норма, раскаявшись, объявляет, что сама взойдет на костер, как главная виновница всех бед. И римлянин решает разделить с ней эту участь - не в жизни, так в смерти, но они будут вместе, их сердца сгорят воедино, как ни пошло это звучит.

Casta Diva, che inargenti
queste sacre antiche piante,
a noi volgi il bel sembiante
senza nube e senza vel…

О, пречистая Богиня, серебрящая
эти древние священные деревья,
Обрати к нам лик прекрасный,
Без туч и без вуали...


Но несмотря на всю странность либретто, каватина Нормы - Casta Diva - остается одной из красивейших оперных мелодий.

Давайте же послушаем, как с ней справились (или не справились) величайшие певицы современности. И как она сходу далась ни разу не оперной певице Пелагее, спевшей ее просто по-женски и по-человечески, без высочайших оперных изысков и самолюбования своими поставленными обертонами.

Первая героиня - несомненно хороша. Мария Каллас - одна из главных и лучших воплощений Нормы. Образ усталой женщины, кутающейся в шаль, чтобы отгородиться от внешнего мира. Усталый голос взрослой разочарованной героини, есть в этом очень сильный шарм. Но традиционные для оперы красивости в своем голосе она не только не убирает, она их лелеет. А это на любителя.



Галина Вишневская. Слушая ее, понимаю, почему она была признана одной из величайших певиц. Она прекрасна. Но! Оперное проклятье, оно есть и здесь. Нет, я люблю оперу, но я действительно не могу понять, почему традиционные приемы в ней главенствуют. Это одновременно смешно и грустно.



Прекрасная и незаслуженно забытая Мария Биешу. Несмотря устаревший на образ из 70-ых годов, очень мудрое и глубокое исполнение. Но она тоже не справилась в итоге. Форсированный голос - да. Но это не понимание материала и не владение им.



Анна Нетребко, одна из любимейших моих современных певиц - и снова нет! "Она словно замороженная поет", - как сказала об этой арии моя мама. И таки да. Очень красиво, чудесный голос, но не то. Они все слишком любуются собой и своим голосом. Это не настоящее.



А Монсеррат Кабалье я даже приводить тут не буду, это просто ужасно.

Но вот вам концертная запись народной поп-певицы Пелагеи. Я ее очень люблю, во всех ее проявлениях, но кто бы ожидал, что каватина Нормы в ее исполнении окажется гораздо более живой и логичной, чем в устах всемирно признанных оперных див. А тем не менее. Да, техника немного подкачала, запись ужасна, но насколько привлекательнее она звучит.



Это - человечная Casta Diva. Да, кому-то она может показаться слишком жизнеутверждающей в данных предложенных обстоятельствах, но это же своего рода религиозный экстаз, обращение к животворящей богине. И именно так ее и надо петь. Без оперных красивостей, форсирования голоса и непонятного перехода от первой части ко второй. Просто. Красиво. Я уже три дня ее пою - именно после Пелагеи. И конца этому пению нет. Надеюсь, и вам понравится.

Tags:

(15 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:li_bao
Date:Май 30, 2014 03:04 am
(Link)
Спаисбо за подборку. Любимая ария и Пелагею люблю ужасно (она, кстати, наша, городковская). Есть кажется более качественные записи ее исполнения. Поискать может?
[User Picture]
From:li_bao
Date:Май 30, 2014 03:21 am
(Link)
Вот тут http://get-tune.net/?a=music&q=%ED%EE%F0%EC%E0+%E1%E5%EB%EB%E8%ED%E8+%EF%E5%EB%E0%E3%E5%FF есть этот трек. Там ария Тоски вплетена в "Позарастали стежки-дорожки", что, по-моему, хулиганство. Но поет Пелагея все равно отлично. Мне, между прочим, Биешу понравилась.
[User Picture]
From:gallika
Date:Май 30, 2014 05:30 am
(Link)
Паш, спасибо, но в этой записи качество даже похуже будет, чем в видео. А Биешу действительно хороша, иначе я бы ее тут не поставила. Они все по-своему очень хороши. Просто Пелагея - лучшая. Самая живая.
[User Picture]
From:oganiok
Date:Май 30, 2014 04:04 pm
(Link)
Спасибо за приведенные ролики и сопоставления. Вполне согласна с Вами! А Пелагею люблю. Я тоже поискала более качественный ролик с этой арией, не нашла, но с восторгом прослушала уже который раз "Коня". Это что-то!)
[User Picture]
From:gallika
Date:Май 30, 2014 04:24 pm
(Link)
Ха, тоже вчера слушала! Но мы эту песню про котов поем, так еще душевнее выходит: "Сяду я верхом на кота, ах, какой восторг, красота! Только мы с котом по полю идем, только мы с котом по полю вдвоем..." )))
[User Picture]
From:oganiok
Date:Май 30, 2014 04:27 pm
(Link)
До этой стадии я еще не дошла))) тем более, что у нас кошечка - и рифмы с ней явно не получится)))
[User Picture]
From:latakot
Date:Май 30, 2014 06:48 pm
(Link)
Пелагею обожаю, особенно после "Голоса".
Да, она спела по-человечески, а не по оперным канонам.
Наверное, с точки зрения этих канонов спела не совсем правильно. Но прекрасно.
Жаль, что в сокращенном виде. Интересно, как бы она спела тот восхитительный спуск сверху вниз, который, например, у Каллас на 4:42 - 4:48.
Спасибо, интересная подборка.
[User Picture]
From:gallika
Date:Май 30, 2014 09:06 pm
(Link)
Да, мне тоже очень интересно было бы этот момент послушать. Но такое ощущение, что целиком она ее не пела - слишком длинный формат для концертов. Тем более, как правильно Ли Бао отметил, в оригинале она смешала арию с песней "Стежки-дорожки" (видимо, чтобы обосновать неформат своим репертуаром). И ни у кого не получается найти пока нормальный вариант.
[User Picture]
From:lun47
Date:Май 30, 2014 08:34 pm
(Link)
А эта Каста Дива, оказывается, заразная )) Я с того прослушивания не могу от нее избавиться - звучит, и все. Собственно, и избавляться не хочется, пусть уж лучше она звучит.
[User Picture]
From:gallika
Date:Май 30, 2014 09:08 pm
(Link)
Она уже четыре дня звучит у меня в голове почти без остановки )) Еще и потому, что мелодия очень разнообразная - пока допоешь до конца, начало уже совсем другой песней кажется. Не устаешь, не надоедает.
[User Picture]
From:lun47
Date:Май 30, 2014 08:42 pm
(Link)
Кстати, интересно было бы послушать исполнение этой арии Пелагеей без реверберации.
[User Picture]
From:gallika
Date:Май 30, 2014 09:10 pm
(Link)
Пока не нашли, увы. Я тоже, кстати, думаю, что так еще лучше было бы.
[User Picture]
From:marinak86
Date:Май 31, 2014 04:44 pm

И все-таки Каллас

(Link)
Она на вершине - никого рядом с ней нет. Совершенство!
Пелагею люблю слушать, но... Я бы не стала сравнивать несравнимое.
[User Picture]
From:gallika
Date:Май 31, 2014 05:17 pm

Re: И все-таки Каллас

(Link)
Каллас... Я вас так понимаю. Сама заслушалась. Хотя Вишневская и Биешу не менее хороши, согласитесь же? Но я искала исполнение, близкое для себя, и внезапно поняла, что мне мешает... сама оперная школа. Поэтому мне больше всего понравилось наиболее простое и наименее пафосное из всех.
[User Picture]
From:marinak86
Date:Июнь 1, 2014 03:04 am

Re: И все-таки Каллас

(Link)
Я вас понимаю тоже. Но все же пафос и преувеличенные страсти для оперного жанра это его неотъемлемая, определяющая суть. Только в опере перед тем, как умереть - долго поют. Я не поклонница оперных сюжетов, мне просто нравятся отдельные, так скажем, номера, но хочется их слышать в безупречном, именно оперном исполнении. Это мое мнение. Каллас просто боготворю, ей нет равных до сих пор.
Мне не нравится также, когда оперными голосами и с оперными же манерами поют народные песни или "попсу". Но, опять же, сугубо мое мнение. На вкус и цвет, как говорится... Могу допустить цитату к месту, либо легкий "намек". Виртуоз по этой части был Утесов.

Edited at 2014-06-01 05:29 (UTC)
Разработано LiveJournal.com