?

Log in

No account? Create an account
Святые Георгии: такие разные и невыносимо прекрасные. А какие драконы! - Lika
Декабрь 8, 2012
04:13 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Святые Георгии: такие разные и невыносимо прекрасные. А какие драконы!
Сегодня я подробно покажу вам три картины на один сюжет: Святой Георгий и поверженный им дракон. Они написаны немецкими художниками в XV веке примерно в одно и то же время - с разницей, может, в пару десятилетий. Но посмотрите, какие они разные.

Давайте рассмотрим не только сами картины, но и детально взглянем на персонажей - самого Георгия, его коня, дракона и принцессу. Вы знаете, что он спасал принцессу, да еще и явившись для этого с того света?

Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти. - По ходу буду рассказывать о нем.

Итак, первая картина. Вполне сказочный пейзаж, два замка на холмах, соединенные мостом. Изображен тот самый классический момент, когда Святой Георгий поражает дракона своим копьем. Неподалеку стоит принцесса в короне.


Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в ряде текстов фигурирует также Ливия и Палестина) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею.

Георгий с удивительно детским лицом, взгляд мечтательный до малахольности (в бою). Отметим, что Георгий жил (если вообще существовал) в III веке нашей эры, поэтому, даже с учетом того, что чудо было явлено посмертно, он вряд ли мог быть одет в рыцарские доспехи. Но ведь доспехи невероятно подходят ко всей этой истории.


"Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый небесным царем воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволенью желая спасти нас, гибнущих, избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина…"
— «Чудо Георгия о змие» (список XVI века)

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными) и сообщается, что Георгий был военачальником, "войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество".

Его ухмыляющийся конь с человеческими глазами и весьма богато украшенной сбруей.


Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти.

Принцесса в пурпуре, с распущенными золотыми волосами и в короне молитвенно сложила руки, рядом ее олицетворение - полудохлый от святости ягненок, все как полагается.


Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами».

Дракон, поражаемый копьем. Его ярко накрашенные губы и блудливые глаза как бы намекают, что это не просто змей, это символ порока и разврата, практически, аналог местного царя.


В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого.

Ну, не знаю, на картинах про это ничего не рассказывается. А вот и автор - неизвестный художник из верховьев Рейна, 1460 год. Череп хорош, а?


Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город.

Картина вторая. Похоже, что она писалась по тому же канону - замок на холме, Георгий бьется в доспехах, дракон умирает, принцеса с ягненком молятся. Позы коней и принцесс почти идентичны. Правда здесь Георгий уже сломал копье и схватился за меч.
 

Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. 

Лицо подростковое, частично закрыто шлемом, как балаклавой, взгляд почти обреченный. Похож то ли на романтичного Гржемилека, то ли на декадентского Вахмурку.


Георгий обратился к ним со словами:
«Не бойтесь! если веруете в Христа, в которого верую я, то увидите ныне спасенье своё».
Царь же, выйдя навстречу ему, сказал ему: «Как зовут тебя, мой господин?»
Он же ответил: «Георгием зовут».


Его конь, напротив, выглядит гораздо наивнее, чем на первой картине, чем-то напоминает детскую лошадку-качалку. 


Тогда воскликнули люди все как один, говоря: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя и в единого Сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух».

Зато дракон здесь умирает гораздо более реалистично. Чувствуется, что даже сломавшись, копье вошло довольно глубоко ему в глотку, он прямо подавился им.


Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли.

Вот зачем он его тогда молитвой смирял, если все равно мечом зарубил?
Принцесса же, несмотря на схожий наряд, без короны и выглядит явно веселее. А ягненок и вовсе вполне вольготно себя чувствует. У нас обычно так коты лежат.


Автор - Майр фон Ландшут, 1455-1520. Здесь хорошо виден обломанный конец копья.


И, наконец, третья картина. Время то же самое, но в отличие от первых двух явно средневековых, она производит гораздо более современое впечатление. И сюжет здесь немного другой - замок не акцентирован, девы явным образом нет, дракон уже повержен, зато присутствует некий Stifter - Основатель. Я не знаю, кто это, но он явно какой-то церковный деятель.


Лицо Георгия уже не несет в себе детской наивности, его доспехи поражают гладкостью, блеском и красотой. Особенно трогательны коленки, мне кажется. Жаль, что его не видит принцесса. Хотя... а ну-ка, давайте присмотримся к его полированному нагруднику - кто это в нем отражается?


О-о. Если это и не принцесса, то все равно красавица ) Такое впечатление, что она со служанкой и арапчонком остановилась, проезжая мимо в пролетке ) Уж не анахронизм ли это?


И, наконец, автор - Ханс Мемлинг, 1433-1494. И заодно поверженный и уже явно издохший дракон, придавленный ступней, вид которой подозрительно напоминает лаковый штиблет - как раз из эпохи пролеток. Если бы я работала в Патруле Времени, я бы обязательно проверила этого художника - не залетел ли он в XV век из конца XIX, скажем?


Эти три картины мы нашли в Старой Пинакотеке в Мюнхене. Фотографии мои, поэтому не сетуйте на качество ) А для тех, кто досмотрел, в качестве бонуса я дам здесь репродукции других похожих картин с Георгием отсюда  - все-таки западная традиция  в отношении него сильно отличается от привычной нам восточной, правда? Это явно не герб Москвы. Вы сами рассмотрите все детали - как выглядят лошади, чудовища и принцессы, а я в это время расскажу вам о самом житии Георгия, которое вовсе не заключалось в подвиге о Змие.


Согласно греческим сказаниям, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан (вариант — родился в Лидде, Палестина, а вырос в Каппадокии; либо же наоборот — его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину). Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана.

Паоло Учелло. 1458-1460. Париж. Musee Jacquemart-Andre


Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.
Паоло Учелло. 1456. Лондон. Национальная галерея


В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень
На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.


Рогир ван дер Вейден (1400-1464)


Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.


Лукас Кранах Старший (1472-1553)


Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тот час позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.

Лукас Кранах Старший (1472-1553) 1510/1520. Вена. Kunsthistorisches Museum


В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме.

Рафаэль Санти (1483-1520) 1504-1506. Вашингтон. Национальная галерея


Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска).

Рафаэль Санти (1483-1520) 1505. Лувр


Латинские тексты его жития, являясь изначально переводами греческих, со временем стали сильно отличаться от них. Они гласят, что по наущению дьявола персидский император Дациан, повелитель 72-х царей, подверг жестоким гонениям христиан. В это время жил некий Георгий из Каппадокии, уроженец Мелитены, он жил там у некоей благочестивой вдовы. Его подвергли многочисленным пыткам (дыба, железные клещи, огонь, колесо с железными остриями, сапоги, прибитые к ногам, железный сундук, изнутри утыканный гвоздями, который сбрасывали с обрыва, били кувалдами, клали столб на грудь, швыряли на голову тяжелый камень, клали на раскаленное железное ложе, лили расплавленный свинец, бросали в колодец, забивали 40 длинных гвоздей, сжигали в медном быке). После каждой пытки Георгий снова исцелялся.

Витторе Карпаччо (1455/1465-1526) 1502-1508. Венеция, Scuola di San Giorgio degli Schiavoni


Мучения продолжались 7 лет. Его стойкость и чудеса обратили в христианство 40 900 человек, в том числе и царицу Александру. Когда по приказу Дациана казнили Георгия и Александру, с неба сошёл огненный вихрь и испепелил самого императора.

Пизанелло (Антонио ди Пуччо ди Черрето, Antonio di Puccio di Cerreto) (1395-1455) 1436-1438. Верона. Pellegrini Chapel. Sant'Anastasia



И, кстати, дабстеп ему там тоже не давали слушать )

Расскажите, какие интересные или необычные детали вы нашли? За что зацепился взгляд? Кто вам вообще больше понравился - Георгий, принцесса, конь или дракон?

Tags: ,

(26 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:vovapub
Date:Декабрь 8, 2012 12:37 am
(Link)
первый раз слышу, что все совершено после смерти.
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 12:41 am
(Link)
Я тоже! Кстати, а ваш паб же так и называется - St.George and Dragon? В общем, нам всем надо учить матчасть )

Edited at 2012-12-08 00:49 (UTC)
[User Picture]
From:vovapub
Date:Декабрь 8, 2012 12:49 am
(Link)
а откуда такие сведения? про посмертную жизнь?
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 01:19 am
(Link)
Из латинских источников (греческие в это не верят, и правильно делают). Но на самом деле, конечно же, из Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E5%EE%F0%E3%E8%E9_%CF%EE%E1%E5%E4%EE%ED%EE%F1%E5%F6 и http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE_%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%B5
[User Picture]
From:natabelu
Date:Декабрь 8, 2012 12:37 am
(Link)
голосую за первого коня и отражение в доспехах)
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 12:43 am
(Link)
Конь еще хорош у первого Рафаэля в бонусе, даже лучше. А отражение меня просто убило - я его заметила только здесь, редактируя пост ) Скажи, несовременно - и дама такая худощавая...
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 12:55 am
(Link)
Кстати, вот еще что заметила: у всех Георгиев в седле ноги прямые и вытянуты до предела. Ну, некоторые, конечно, привстали в стременах, чтобы добить гадину, но не все. То ли у них другая посадка в средневековье была? То ли это вольности художников, как с передними ногами у коней...
[User Picture]
From:natabelu
Date:Декабрь 8, 2012 01:42 am
(Link)
тут нужен специалист)
[User Picture]
From:lun47
Date:Декабрь 8, 2012 03:23 pm
(Link)
Когда ноги вытянуты, упор сильнее.
[User Picture]
From:nazar1937
Date:Декабрь 8, 2012 04:32 am
(Link)
Овца хороша. На шашлык:)
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 09:10 am
(Link)
Агнца божьего да на шашлык? Кощунник! )))
[User Picture]
From:nazar1937
Date:Декабрь 8, 2012 09:25 am
(Link)
А кому щас легко?
[User Picture]
From:latakot
Date:Декабрь 8, 2012 06:45 am
(Link)
Лика, спасибо за столь подробное и богато иллюстрированное исследование этого сюжета.
Меня во всей этой истории давно уже удивляет то, что явно языческая сказочность самого сюжета вписалась в христианство. Ведь все евангельские чудеса - это все-таки чудеса иного ранга, вписывающиеся в некую общую концепцию Христа - сына Божьего. Да и ветхозаветные истории построены на непростых отношениях людей с Богом. И вдруг уже в эпоху христианства появляется некое совершенно сказочное существо - змий, да еще регулярно требующий себе на растерзание детей горожан. Не какой-нибудь жестокий завоеватель-людоед, нет, именно змий! Ведь правда же, это как-то совсем выпадает из всех чудесных историй Ветхого и Нового Заветов, это кажется ближе к подвигам Геракла или к Одиссее. И тем не менее, это признанная христианами история, Георгий - признанный святой... Странно, мне кажется.
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 09:09 am
(Link)
Тогда вот еще кусочек, объясняющий его возможное происхождение:

В исламе Георгий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую.

Жил он в те же времена, что и пророк Мухаммед. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но владыка повелел казнить его. Его казнили, но Аллах его воскресил и послал обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены.

Исследователи предполагают, что особое почтение, которое питают к святому Георгию на Востоке, и его необыкновенная популярность объяснялись тем, что он представлял собой христианский вариант Таммуза — умирающего и воскресающего бога, подобного Адонису и Осирису.

По предположениям некоторых исследователей, Георгий как мифический персонаж представляет собой семитское божество, перешедшее в христианство, в чью историю в процессе адаптации были внесены некоторые изменения, чтобы очистить её от лишних подробностей и лишить эротического оттенка. Так, богиня любви подобных мифов превратилась в набожную вдову, в доме которой проживал святой юноша, а царица подземного царства — в царицу Александру, которая последует за ним в могилу.
From:(Anonymous)
Date:Декабрь 8, 2012 09:59 am
(Link)
Меня удивляет не столько сам Георгий, умирающий и воскресающий - это, действительно, связано с множеством корней (да ведь и сам Иисус - вариант умирающего и воскресающего бога), удивляет именно "чудо о змие", этот совершенно сказочный змий. Вот, в процессе адаптации эротических оттенков лишили, а такой явно сказочный - оставили!
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 10:03 am
(Link)
Потому что это был выгодный оттенок, политически правильный!

Чудо Георгия о змие имеет иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество, то есть Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников. Также это чудо рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
[User Picture]
From:latakot
Date:Декабрь 8, 2012 10:03 am
(Link)
Что-то выбило меня из профмля...
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 10:03 am
(Link)
ответила выше )
[User Picture]
From:lun47
Date:Декабрь 8, 2012 10:43 am

о деталях

(Link)
Потрясающая нижняя челюсть на первой картине, возле черепа. Похожа на подкову, а по размерам чуть ли не больше ))
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 12:50 pm

Re: о деталях

(Link)
Челюсть по размерам вполне подходит к черепу, это у коня копыта слишком изящные ) А я еще обратила внимание на пещеры - они есть почти на каждой картине, их тоже интересно рассматривать.
[User Picture]
From:lun47
Date:Декабрь 8, 2012 03:30 pm

Re: о деталях

(Link)
На первой картине не пойму, что у рыцаря с руками. На картине у Паоло Учелли что-то непонятное над рыцарем - водоворот? облако? А дама самая реалистичная у Санти - не знает, то ли бежать, то ли молиться )
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 05:07 pm

Re: о деталях

(Link)
Я посмотрела покрупнее: http://img-fotki.yandex.ru/get/5707/336825.2e/0_90815_6675d748_orig - похоже, что руки есть: правой он держит копье (видны пальцы на древке), а левой - узду (пальцы в железной перчатке согнуты, поэтому создается иллюзия "пустого рукава".
На картине Учелло клубятся облака, м.б. божественное возмездие?
Даму ты, наверно, имеешь в виду на второй картине Рафаэля? Да, она единственная "нормальная" среди них )))
[User Picture]
From:mary_zoom
Date:Декабрь 8, 2012 11:37 am
(Link)
моя светлой памяти бабушка рассказывала мне историю о св. Георгии, немного иную, она говорила, что он пришел к дракону и прочитал молитву, и до того свирепый змий склонил голову, позволил надеть на себя поводок и покорный последовал за святым в город. такова сила молитвы, веры, перед которой склоняется даже чудовище. жаль, что бабушка уже умерла, а я тогда была ребенком и подробностей не расспрашивала... но история гораздо глубже, духовней и интересней, чем все эти доспехи, мечи, кровавые сцены и пр.
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 12:56 pm
(Link)
Да, там как раз говорится, что в некоторых вариантах легенды змей был подчинен молитвой. И это была бы совсем другая история, прямо как у вашей бабушки, но в итоге-то Георгий его все равно заколол - уже в городе. И суть опять меняется. Я этого тоже понять не могу.
[User Picture]
From:mary_zoom
Date:Декабрь 8, 2012 04:30 pm
(Link)
я думаю, что сейчас уже не разобрать как там было на самом деле, все эти легенды сто раз переделывались в угоду различным религиозным и политическим течениям, концы ушли в воду, поэтому остается только наш собственный выбор по зову сердца, во что мы верим и как. прекрасная история сама по себе, бабушка много таких легенд знала, в старину многое передавалось по наследству, из уст в уста, как говорится. и мне такой вариант очень близок, смирение достигается не насилием, а тем паче убийством, а молитвой и просветлением.
[User Picture]
From:gallika
Date:Декабрь 8, 2012 05:15 pm
(Link)
Совершенно согласна. И мне всегда казалось, что Иисус вряд ли бы обрадовался, узнав, к какому количеству жертв привело развитие христианства - причем, отнюдь не змеев. Наверно, для средневековья еще очень характерны были языческие настроения, отсюда и определенная кровожадность. Странно только, что они и в наше время проявляются. Должно быть, это в природе человечества.
Разработано LiveJournal.com