Lika (gallika) wrote,
Lika
gallika

Categories:

Воронцовский дворец изнутри. Санта-Барбара XIX века.

Я хотела бы пригласить вас на прогулку по парадным залам Воронцовского дворца вместе с нами. Мы пройдем тем же маршрутом, которым проводят гостей. А заодно я вкратце расскажу о захватывающих романтических приключениях хозяев дворца.


Дворец был построен графом (в последствии князем) Михаилом Семеновичем Воронцовым. Не могу решить, какой из его портретов нравится мне больше - этот, в молодости, работы Джона Доу, хранящийся в Военной галерее Зимнего дворца:


Или этот, в зрелые годы, автор - Томсон. Наверное, второй.



Если войти во дворец со двора, с северной стороны (напротив Альгамбры), попадаешь в коридор, одна из стен которого полностью закрыта шкафами из мореного дуба. Раньше здесь была гардеробная, потом в эти шкафы перенесли книги. Граф был известным библиофилом, впрочем, из всех его библиотек сохранилась лишь эта, Алупкинская. На другой стене висят старинные гравюры, изображающие различные стадии строительства дворца.


Дворец строился в основном трудом оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Тут есть табличка с именами крепостных строителей, отвечавших за ключевые моменты возведения дворца. Особое внимание наш экскурсовод обратила на Романа Фуртунова, лепщика. Вся лепнина, сохранившаяся и по сей день во дворце - творение его рук.


Надо помнить, что это начало XIX века, и все работы производились вручную, примитивными инструментами, без применения какой-либо техники - например, камень тесали вот такими молотками, один из которых был найден при раскопках.


Надо сказать, что несмотря на благородную внешность, граф был фигурой противоречивой. С одной стороны, это человек, которому Крым обязан своим развитием, ведь до его появления здесь все население Южного берега не превышало и пятисот человек. Воронцов построил дорогу, и сегодня ведущую от Симферополя к Ялте и к его дворцу (причем, без использования труда крепостных - силами армии и вольнонаемных работников). Он зародил на этой земле виноделие, причем не остался монополистом, а щедро способствовал распространению лозы. С его подачи началось лесоводство, овцеводство и даже черноморское пароходство... Но при этом, как писал Пушкин о генерал-губернаторе:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Впрочем, у Пушкина были свои личные резоны, и к этому мы еще вернемся.



Дверь в торце коридора ведет в Парадный кабинет хозяина дворца. Окно в виде эркера, в котором поместились крытый зеленым сукном стол и два кресла. Эркер - это тоже элемент, весьма популярный в английской архитектуре, он зрительно расширяет комнату и дает больше света.



Среди мебели - книжный шкаф черного дерева, выполненный в стиле «Гуль» в конце XVIII в., круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Кабинет переполнен произведениями искусства, многие посвящены героям войны с Наполеоном. На стене портрет самого графа  Воронцова работы Луизы Дессеме.



Рядом с портретом - бронзовая скульптура, изображающая герцога Веллингтона. Обратите внимание на расписные обои.


На старинном даже по тем временам английском книжном шкафе (хозяин купил его у антикваров) стоят бронзовые канделябры и часы с фигурами Минина и Пожарского работы П.Ф.Томира.


Фрагмент инкрустации шкафа:


Дверь из кабинета выходит на прелестную террасу дворца, пройдя через которую, мы попадаем...


... в Китайский кабинет, в котором любила проводить время жена графа, Елизавета Ксаверьевна.

Светлые высокие панели кабинета, рамы зеркал и дверцы стенного шкафчика декорированы искусной резьбой.


На стене - портрет графини Воронцовой. Ее облик настолько увлек Пушкина, что он рисовал ее больше, чем кого бы то ни было из своих возлюбленных. И его вполне можно понять.


Впрочем, вполне вероятно, что на самом деле отношения между поэтом и графиней были возвышенными и совершенно платоническими, поскольку похоже, что она просто использовала его для прикрытия своего истинного романа - со своим родственником Александром Раевским.

Вот он, кстати, красавчик. Сын генерала Раевского и внучки Ломоносова.


П.Капнист писал в своих мемуарах: "Прикрытием Раевскому служил Пушкин. На него-то и направился с подозрением взгляд графа". А ведь Пушкин считал Раевского своим другом. Вскоре Пушкин почувствовал неприязнь к себе Воронцова, который совсем недавно относился к нему хорошо. в марте 1824 года поэт не замедлил ответить той самой эпиграммой, да и еще несколькими, чем совсем испортил отношения с графом... Да и былые теплые чувства к Раевскому у него изрядно поостыли. Летом этого года Пушкина перевели в ссылку в Михайловское.

Стены в Китайском кабинете оформлены циновками из тонкой рисовой соломки, вышитой шелком и бисером.


В июне 1828 года разразился громкий скандал. В это время Воронцовы принимали в Одессе императора Николая I с женой. Гости жили в роскошном дворце Воронцовых на Приморском бульваре. В один из дней Елизавета Ксаверьена направлялась к императрице Александре Фёдоровне со своей дачи. По пути карету Воронцовой остановил Александр Раевский, держа в руке хлыст, и стал говорить ей дерзости, а потом крикнул ей: "Заботьтесь хорошенько о нашей дочери". Родившуюся в апреле 1825 года трёхлетную дочь Елизаветы Софью Раевский считал своим ребенком (хотя кое-кто вообще считал ее ребенком от Пушкина!). Скандал получился невероятный. Граф Воронцов снова вышел из себя и под влиянием гнева решился на шаг, совершенно неслыханный; он, генерал-губернатор Новороссии — в качестве частного лица — подал одесскому полицмейстеру жалобу на Раевского, не дающего прохода его жене. Но Воронцов скоро опомнился. Сообразив, что официальная жалоба может сделать его смешным, он прибегнул к другому средству, через три недели из Петербурга было получено высочайшее повеление о немедленной выселке Раевского в Полтаву за разговоры против правительства. Так и Раевский навсегда расстался с Воронцовой.

Потолок, кстати, также изумительно инкрустирован.


Александр Раевский запомнился современникам еще одной скандальной историей. Он женился на девушке некрасивой, но умной и блиставшей в свете. Но любила она совсем другого человека, мать которого запретила тому жениться на ней. И тогда она вышла замуж за поверенного своей любви - Раевского. А. И. Тургенев писал в своём дневнике: "...Он взялся сватать её за другого, а сам женился. История самая скандальная и перессорила пол-Москвы". Впрочем, жена его умерла через пять лет, оставив Александра с трехнедельной дочкой на руках. Он посвятил ей всю свою жизнь, но и дочь его скончалась после родов, как и её мать. До конца жизни А. Раевский оставался безутешным.



Впрочем, Санта-Барбара в семье Воронцовых происходила не только со стороны жены. Граф также имел любовную связь с лучшей подругой жены и хозяйкой крымского имения Мисхор Ольгой Нарышкиной. Воронцов не только брал на себя многие расходы по содержанию Мисхора, но оплачивал карточные долги Нарышкина. В 1829 году у Нарышкиных родился долгожданный ребенок, девочка, которую назвали... опять Софьей. Злые языки утверждали, что она дочь Михаила Воронцова. Действительно, Софья Нарышкина имела куда большее сходство с Воронцовым, чем его собственные дети. Портреты Ольги Нарышкиной и ее дочери всегда хранились среди сугубо личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета Алупкинского дворца.



Всего у Воронцовых родилось три дочери и три сына, но первая дочь умерла нескольких дней отроду. Елизавете долго ничего не говорили об этом: "Жене его прежде десяти дней не скажут; для здоровья её как нельзя лучше. Её уверили, что нельзя принести дитя, потому что в сенях холодно. Она согласилась ждать дней десять. Бедная мать!" - писал в письме к брату К. Я. Булгаков.

В углу комнаты у входа висит настоящая реликвия - ящичек, подаренный Воронцовым императорской четой. Внутри лежало личное послание.


С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В Китайском кабинете хранятся его портрет и виды семейного дворца Черчиллей-Мальборо - Блэнема. Я в нем была и очень хочу когда-нибудь вам о нем рассказать.


А выход из этой комнаты ведет в парадный вестибюль дворца, но о нем и других залах я расскажу в следующем посте.


Не отключайтесь! Впереди еще много прекрасного.

Воронцовский дворец в Алупке. Часть вторая, светлая и печальная.

Интермедия. Девочка в Воронцовском дворце

Воронцовский дворец. Часть третья, финальная. С загадками.

Tags: Воронцовский дворец в Алупке, Крым
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments