?

Log in

No account? Create an account
Как инкрустировали Тадж-Махал: еще одно умирающее индийское ремесло - Lika
Январь 23, 2015
01:17 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Как инкрустировали Тадж-Махал: еще одно умирающее индийское ремесло


Я пока не нашла в себе сил написать о самом Тадж-Махале, слишком уж сильное впечатление он произвел на меня, но расскажу о современной индийской мастерской в Агре, где сохранились традиции инкрустации по мрамору - те же, что применялись при древнем строительстве и передавались потом в семьях мастеров из поколения в поколение. К сожалению, этот ручной труд настолько тяжел, вреден и мало доходен, что, как и в случае старинного шелкового ковроткачества и местного гончарного мастерства, может скоро пресечься.

Вот, как выглядит эта маленькая мастерская при лавке. Здесь работают только дальние родственники хозяев - достаточно дальние, чтобы не платить им много, но все же родственники, чтобы в семье все имели работу и деньги не уходили чужим.



Этот мальчик - резчик основы. Он вырезает штихелем на мраморе выемки для вставки камней.



Вот его работа крупным планом. Скоро это станет столиком.



Рядом сидит резчик камней. Этим почти что средневековым инструментом он нарезает из толстых камней тонкие пластинки.



Несмотря на архаичный дизайн, здесь применяется диск с алмазной кромкой, а потому и руки у мастера очень страдают в процессе.



Вот, как выглядит первичный результат его работы - из больших, хоть и благородных, но булыжников нарезаются тонкие изящные пластинки.


Такие тонкие, что просвечивают. Впрочем, просвечивает только один камень - сердолик, и я о нем еще расскажу.



Но и это еще не все - из тонких пластинок мастер должен вырезать цветочные лепестки.



А другой его родич уложит их в пазы на мраморе, высеченные первым мальчиком. Как паззл.



Вначале только уложенный цветок выглядит грубовато - еще чертеж, черновик.



Но после полировки встает на место как влитой, как будто он тут и вырос из глубины мрамора.



Почти законченная панель. Вскоре нам покажут, как эффектно выглядят эти столики, особенно с подсветкой.



И мне тоже дали в руки штихель попробовать - оказалось, мрамор настолько мягок, что царапается довольно легко. (Если тебе не надо заниматься этим по 12 часов в день - мое больное запястье дало о себе знать уже через несколько минут)



И после этого нас отвели в саму лавку, где выставлены шедевры на продажу.



Сразу скажу, что цены не очень большие, но и не маленькие - насколько я помню, в среднем - 1-3 тысячи долларов за небольшую столешницу, хотя в некоторых случаях они, кажется, доходили и до десяти.



Но мы, находясь в здравом уме и трезвой памяти, точно понимали, что у нас не только нет лишних денег на подобную незапланированную покупку...



В первую очередь, у нас нет денег на дом, в котором она смотрелась бы хотя бы приемлемо.




Согласитесь - это очень красиво, но жестко требует аналогичного антуража вокруг.



А мы пока как-то не готовы жить в Тадж-Махале, даже если бы и были богаты, как Шах Джахан, его построивший. (Как и в случае с шелковыми коврами, хотя вот их мне реально не хватает теперь! Я по ним тоскую.)



Но все-таки это очень красиво. Бирюза, агат, малахит, перламутр, яшма, сердолик...



Кстати, я обещала рассказать о сердолике - том самом единственном полупрозрачном камне из всех, которые используются в инкрустации. Вот он - желто-красный.



Нам показали, как он проводит свет - если посветить фонариком, все камни остаются собой, и только сердолик превращается в пламя.



Поэтому он совершенно необыкновенно украшает инкрустацию с подсветкой.



Посмотрите ближе:



Мы увидим тот же прозрачный эффект в Тадж-Махале (если я когда-нибудь соберусь и отберу фотографии).



Впрочем, здесь главную роль играет подсветка, а в Тадж-Махале - солнечный и лунный свет, по-своему золотящий и серебрящий и сам мрамор, и камни, заключенные в нем.




Тем не менее, я рада, что нас привели сюда,  потому что это лучше музея - настоящая живая ремесленная лавка, которых уже много веков нет в Европе. Нам показали секретное искусство - и пусть мы им так и не овладели за час, зато я это запомнила и смогла показать вам. (И нас не заставили ничего покупать!)

Другие мои посты об этой стране и ее старинных ремеслах вы можете почитать по тегам: , . Там тоже было очень интересно, а главное - необычно )

Tags: ,

(4 комментария | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:lun47
Date:Январь 23, 2015 05:00 am
(Link)
Очень интересно, спасибо. А на первом фото рыжая основа, по которой режут, - это закрашенный мрамор для удобства работы?
[User Picture]
From:gallika
Date:Январь 23, 2015 12:53 pm
(Link)
Совершенно верно. Окрашенный слой легко убирается при шлифовке.
[User Picture]
From:ok_sun_kaa
Date:Январь 23, 2015 09:44 am
(Link)
Я обычно равнодушна к такого рода "цветастости", но тут реально красиво, особенно подсвеченные панели. А какой каторжный труд! Интересно, за какой срок они все вместе создают такую столешницу?
[User Picture]
From:gallika
Date:Январь 23, 2015 12:55 pm
(Link)
Точно не скажу, зависит еще и от размера, но думаю, что за несколько дней.
Разработано LiveJournal.com