?

Log in

No account? Create an account
Тайна коллекции Элия Белютина. Часть 2. - Lika — ЖЖ
Август 1, 2012
12:04 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Тайна коллекции Элия Белютина. Часть 2.

Первую часть читайте в предыдущем посте.

Итак, в этой части мы посмотрим на главного героя нашей истории с другой стороны, критическим взглядом.

Агент подполья

Умер Элий Белютин
  
Некролог

На 87-м году жизни в Москве скончался художник-авангардист, преподаватель и мистификатор Элий Михайлович Белютин, основатель знаменитой студии своего имени и участник легендарной выставки в Манеже 1962 года.

Биография Элия Белютина напоминает лоскутное одеяло, фрагменты которого прикидываются то золотым шитьем, то прозрачным газом. Никто из его учеников и близких друзей не может с уверенностью сказать, что знал Белютина. 




Его история соткана из придуманных им самим мифов.

По некоторым данным, после Великой Отечественной Белютин, будучи офицером контрразведки, занимался перемещенными ценностями и составил себе коллекцию европейской живописи с Рембрандтами и Тицианами, которой позавидовали бы и тайные запасники ГМИИ имени Пушкина. Если учесть, что в 1945 году ему было 19 лет, байку можно списать в разряд мифов, но, как и в случае сокровищ ГМИИ, кто это докажет, когда доступ в архивы КГБ открывается только с помощью десятка звонков нужным людям от проверенных? На художественном небосклоне Белютин появляется в начале 1950-х преподавателем Московского полиграфического института. К нему ходили среди прочих Владимир Янкилевский и Виктор Пивоваров, ведущие художники семидесятых. В 1956 году Белютина из Полиграфа выгнали. Официально — за формализм. Но Пивоваров в своих воспоминаниях пишет, что он не сошелся характером с ректором, "глубоко порядочным" соратником Фаворского Андреем Гончаровым.

Уйдя из Полиграфа, Белютин организовал студию повышения квалификации для художников декоративно-прикладного искусства. И тут уж развернулся всерьез. Своим ученикам Белютин навязывал четкую систему работы, давая конкретные задания по колориту и форме. Для многих это был опыт освобождения от догм художественной пропаганды. Иных смущало то, что Белютин знал не только "как", но и "что". Он был заинтересован в конкретном результате, так что ученики Белютина узнаются сразу: они все как один пишут биоморфные абстракции, напоминающие позднего Жоана Миро, кто-то лучше, кто-то хуже. Главным принципом Белютина была эклектика. Ученикам он объяснял, что они берут лучшее у мировой культуры от Египта до наших дней и синтезируют универсальный художественный язык, эсперанто своего рода, и за этим языком, безусловно, будущее. Надо помнить, что социалистический реализм, по версии его идеологов, был тоже явлением эклектичным и наследовал всем "реалистическим" и "глубоко народным" тенденциям в искусстве прошлого. Белютин вполне осознавал себя наследником сталинской художественной системы. Диссидент Андрей Амальрик вспоминал, что Белютин даже придумал термин "коммунистический реализм", вполне в духе объявленного после развенчания культа личности "возвращения к сталинским нормам".

Студийцы часто ездили на этюды и по итогам устраивали выставки. На одну из них приехало западное телевидение. Вскоре после этого Белютин получил из ЦК КПСС роковое приглашение на выставку "ХХХ лет МОССХ" в Манеже, открывавшуюся в декабре 1962 года. Поначалу он справедливо посчитал это провокацией, но потом согласился. Дальнейшее известно каждому: в студийцах первый секретарь ЦК Никита Хрущев увидел политических и сексуальных (вспомним легендарное "пидарасы!") чужаков. Многие из них вылетели с работы и учебы. А Белютин, покаявшись на заседаниях идеологических комиссий ЦК, отступил на дачу в Абрамцево и руководил остатками студии там. Вылазки на передовую андерграунда его не привлекали. Наоборот, в 1975 году он совместно с супругой, искусствоведом Ниной Молевой, пишет правительству письмо, в котором называет героев "бульдозерной выставки" проектом КГБ. В конце перестройки Белютин триумфально возвращается в Манеж, но поезд искусства ушел: законсервированные находки 1950-х вызывали у критиков и зрителей только усмешку.

Все, кто знал Белютина, в один голос вспоминают о его рассказах о близости к власти, бесконечных переговорах на высшем уровне, его многозначительные обмолвки о визитах членов партии и правительства. Белютин постоянно обещал студийцам и всему миру, что вскоре его признают и сделают самым главным начальником над искусством. Сколько правды было в его рассказах, мы не знаем. Прошло больше двадцати лет с тех пор, как художественное подполье СССР легализовалось, а ответа на важнейший вопрос шестидесятых: "Who is mister Belyutin?" — так и нет. Он гордо не пользовался шансом ответить на обвинения и неуважительные мемуары современников. Коллеги-журналисты со всех стран мира рассказывают истории о том, как пытались пробиться к авангардисту-затворнику и расспросить о том, как и зачем он начинал. Поначалу все шло хорошо. Верная супруга Белютина, искусствовед Нина Молева, сверялась с графиком, находила удобные дни, вела задушевные беседы. В общем, любопытному репортеру казалось, что дело в шляпе. И вдруг как отрезало — трубку не берут, а если берут, то кричат раздраженно: "Мы заняты! Не звоните больше!"

Ходили слухи, что из белютинской дачи в Абрамцево влиятельный спонсор вот-вот сделает личный музей художника. Возможно, так и есть, но внешний мир об этом ничего не знает. К секретам семьи мало кого допускали даже из преданных учеников, которых к этому моменту осталось около десятка. Ярко вспыхнув в начале шестидесятых, Белютин ушел в таинственную тень — и из-за политического давления и благодаря сложному характеру. После смерти великого мистификатора есть маленькая надежда, что его фигура нарисуется объемнее и займет свое реальное, а не легендарное место в хитросплетениях культурной политики оттепели.

Валентин Дьяконов

http://www.kommersant.ru/doc-y/1881918


И мои вопросы к фактам из жизни Белютина, описанным в различных статьях:

Шестнадцатилетним мальчишкой Белютин идет в народное ополчение. Тогда же, в 1941-м, он получил первый свой орден - Красной Звезды - "За мужество при спасении товарищей". Зная местность благодаря этюдам, которые писал под Рузой, он вышел из окружения и вытащил из-под огня раненого командира.

Интересная история. Но почему тогда его имени нет в списке награжденных в Великой Отечественной войне? Там есть целых 10 Белютиных (оказывается, не такая уж и редкая фамилия), трое из которых были награждены орденом Красной Звезды, но нашего героя там нет.

Тяжелая контузия и ранение руки перечеркнули мечту стать музыкантом. В отцовской семье - выходцев из окрестностей Венеции - с XIV века существовало лишь две профессии: живописцы или музыканты. Имя деда вошло в историю музыки как оперного дирижера, создававшего театр в Кракове, и композитора: Паоло Стефано Белуччи.

Почему имя Паоло Стефано Белуччи встречается только в статьях об Элии Белютине? Был ли он на самом деле и действительно ли являлся его дедом?

Единственное место работы самого Белютина в Москве - все тот же расположенный ниже уровня земли подвал, сырой и лишенный окон. Свои огромные полотна он продолжает писать, видя картину маленькими частями и снимая с подрамника, чтобы вынести из так называемой мастерской.

Как это возможно? Известный художник с десятками выставок за рубежом - и не смог устроить себе приличную мастерскую? Работает в темноте? А 400 миллионов долларов с этим вообще сложно сопоставить.

Пожалуй, на этом я пока остановлюсь, а то список моих вопросов может показаться бесконечным. Я глубоко сочувствую его вдове. Но тайна, окружающая этого выдающегося человека, не дает мне покоя.



А что вы думаете обо всей этой истории?

Tags:

(12 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:li_bao
Date:Август 1, 2012 12:19 pm
(Link)
Хм. Забавный персонаж, но почему-то не очень интересный. Напустил туману....
[User Picture]
From:gallika
Date:Август 1, 2012 12:42 pm
(Link)
Меня интересует его коллекция. Если ты посмотрешь книгу по ссылке, ты меня поймешь.
[User Picture]
From:natabelu
Date:Август 1, 2012 12:22 pm
(Link)
Загадочная история)
[User Picture]
From:gallika
Date:Август 1, 2012 12:43 pm
(Link)
И довольно забавная, по-моему.
[User Picture]
From:natabelu
Date:Август 1, 2012 12:45 pm
(Link)
да, это сюжет для романа)
From:(Anonymous)
Date:Январь 14, 2014 10:46 am
(Link)
добавлю инфы:
http://magazines.russ.ru/zerkalo/2010/35/10vo.html
From:(Anonymous)
Date:Апрель 6, 2014 04:45 pm
(Link)
В конце темы задано несколько вопросов, ответы на которые у меня есть.
Но видимо вопросы риторические...
Попытка связаться с автором по эл.почте ни к чему не привела...
А жаль...
[User Picture]
From:gallika
Date:Апрель 6, 2014 07:00 pm
(Link)
Нет, привела. Но мне надо было подумать. Я вам обязательно отвечу.
From:(Anonymous)
Date:Апрель 7, 2014 12:22 pm
(Link)
Общение состоялось:)
Приношу свои извинения за нетерпение.
Если всё сложится удачно,ждите продолжение истории.
Надеюсь будет интересно всем.
[User Picture]
From:antimonstrs
Date:Январь 24, 2015 10:35 pm
(Link)
Да, история интересная. Особенно, коллекция, которую оценили от $400,000,000 до $2, 000,000,000.
Я посмотрел фото, фильмы на Ютюбе, и что-то мне подсказывает, что картины не оригинальные произведения художников, а неплохие копии тех времен. Возможно, что я с 45-тилетним опытом торговли антиквариатом и ошибаюсь, но навряд ли.
Я часто встречался с подобными коллекциями или с отдельными предметами, окутанными легендами и душещипательными историями, создающими провенанс, которого по сути нету.
Интересно, есть ли какая-то конкретная информация о документальном и научном исследовании антикварной коллекции?
Но, настоящие ли шедевры висят на стенах или составлены у стенки или нет, хороший попод написать книгу о том, как самовнушение помогает внушать другим.
From:(Anonymous)
Date:Январь 10, 2017 03:04 am
(Link)
В тени он остался во многом благодаря его благоверной. Женщина умная, хитрая, со странностями. Очень ревновала его и к женщинам и к его таланту и вообще ко внешнему миру. Контролировала его деятельность и общение. Со временем его имя станет очень известным, а картины его и его студийцев будут стоить баснословные деньги. На даче в Абрамцево сейчас живёт пожилая женщина, одна из студийцев Новой реальности. Я бы назвала её хранительницей будущего музея. А собственником этой дачи - будущего музея является действительно один состоятельный человек, не имеющий к искусству отношения, но заинтересованный в сохранении и самой дачи и коллекции картин, как в своё время сделали,например, Третьяков или Мамонтов. За последние годы на даче произведена колоссальная работа по сохранению картин, приведению в порядок дома и самого участка в 75 соток. Построен огромный теплый отдельный павильон для картин,в старом потолки все текли,картины там просто гнили. Отреставрирована вся мебель, которая была при жизни Белютина, потрачены на это огромные деньги. Осталось только создать архив, всё задокументировать, чем сейчас и пытается заниматься эта пожилая женщина. Но ей нужна помощь. А вдове Белютина это всё не надо, ей и при его жизни никогда не надо было,чтобы о Новой реальности было известно.
[User Picture]
From:Николай Федорович Чернов
Date:Март 24, 2019 01:35 pm
(Link)
Семья аферистов!
Мой канал на Яндекс-Дзен Разработано LiveJournal.com