?

Log in

No account? Create an account
Ангкор-Тхом: храм Байон. - Lika
Февраль 6, 2013
11:05 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Ангкор-Тхом: храм Байон.
Итак, мы находимся в Ангкор-Тхоме, «великом городе» — столице Кхмерской Империи на протяжении почти трехсот лет. Он был построен в XII веке, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы, находившейся, впрочем, тоже неподалеку, в том же самом Ангкоре. А центром силы этого города стал храм Байон. Несмотря на внешнюю древность, Байон - один из последних храмов, воздвигнутых в Ангоре. XIII век.





Джайяварман VII - один из самых выдающихся правителей Ангкорской империи. Он царствовал дольше всех царей Ангкора и умер, прожив почти 100 лет. Он вел масштабное строительство зданий, дорог, постоялых дворов и больниц. При нем архитектура, скульптура, поэзия и наука пережили последний расцвет. В многочисленных учебных заведениях преподавали философию, историю и риторику. Работала буддистская академия для женщин, в которой преподавала жена императора.



Вместо индуистского-языческого культа Девараджи (бог-царь) император ввел буддийский культ Локешвары (Авалокитешвары), который, будучи бодхисатвой, остался на Земле и стал символом страдания, чтобы утешать смертных в их горестях. Смена культа потребовала постройки нового храма, которым и стал Байон. Внешний облик Байона уникален. Этот храм является символом магической горы Мандары, с помощью которой дэвы и асуры пахтали Молочный океан надеюсь, вы прочитали об этом увлекательном процессе).



И он украшен бесчисленными башнями с изображенными с четырех сторон света ликами Локешвары, причем, моделью для них послужил никто иной, как сам король Джаяварман VII.



Барельефы - одна из самых ярких особенностей храма - заполняют почти все стены с внешней и внутренней сторон, причем они нанесены в несколько рядов. Они посвящены военным сражениям и повседневной жизни кхмеров того времени. Если позволите, я хотела бы здесь остановиться и показать вам наиболее примечательные моменты. Совсем чуть-чуть Всего 1532 фотографии


Одна из самых значительных по объему тем - война между кхмерами и чамами - показана в деталях. Вот идет войско кхмеров - их легко опознать по голым торсам, перетянутым накрест веревками, и набедренным повязкам со свисающими ремнями. Можно рассмотреть не только  амуницию, но и снаряжение - чем они сражались 900 лет назад.


Чамского войска у меня для вас не нашлось, зато нашелся отряд китайцев. Только не спрашивайте, что за сапоги у них в руках - я забыла спросить у гида и теперь не знаю! Может быть, кто-нибудь подскажет? В пост призываетс maumu!


А военачальники с обеих сторон передвигаются на слонах. Причем над каждым держат зонтики. Зачем - объясню потом, в посте про Ангкор-Ват. Обхохочетесь.


Войны велись не только на суше, но и на воде. Вот сражение кхмеров с чамами на озере Тонлесап.


Какой-то бедняга выпал за борт и попал в зубы к крокодилу.


Вот, это чамы! Они носили туники с короткими рукавами и шлемы в виде перевернутых цветков ))) Еще у них были длинные щиты, но здесь их нет. А корабли уже тогда швартовали канатами.


Посмотрите, как красиво украшен нос чамского корабля.  Это Гаруда - помесь человека и орла, ездовая птица Вишну, что сбросила гору Мандару в Молочный океан, когда она застряла в процессе пахтанья. Кстати, это именно Гаруда впервые принес Индре сому (алкоголь) с неба.


А здесь показан армейский обоз - грузы, женщины, дети... Кстати, такие же повозки с ездовыми быками кхмеры используют до сих пор.


Впрочем, не меньше, чем войне, уделено место и миру - быту, труду и отдыху кхмеров того времени. Это как фотографии в Инстаграме, честное слово. Только высеченные в камне, что безусловно впечатляет.


Вот эпическая сцена - принесение в жертву буйвола.


Здесь снова крокодил - но на этот раз он ест рыбу, выпавшую из сетей рыбака.


Сцена из дворцовой жизни. Церемонии, однако, этикет.


А это мои любимые картинки: подготовка к пиру. Ну с выпивкой  сомой-то все понятно, а вот дальше...


ВНИМАНИЕ! В связи с этими картинками у меня два вопроса на кулинарный конкурс:

1. Что готовят люди над костром?


2. Что готовит человек над котелком в центре? И как он это делает, чем при этом пользуется?


Уверяю вас, эти блюда вам прекрасно знакомы, но угадать их непросто  ) Победителям - респект и конфетка!

Впрочем, Байон - это не только жизнеописание будней и праздников кхмерского народа, но и буддийский храм, на каждой башне которого, как я уже сказала, высечены лики бодхисаттвы Локешвары. Кстати, бодхисаттва - это существо с пробуждённым сознанием, которое приняло решение стать буддой, стремясь спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений — сансары. В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ. 



В более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) — мифологизированных персонажей махаянского пантеона. Таков, например, и Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, ставший символом Байона. И хотя Камбоджа исповедует Тхераваду, буддизм Малой колесницы, в отличие от Большой колесницы, Махаяны, более ориентированный на личное достижение просветления - здесь его почитают не меньше. Просто они не воспринимают специальный путь боддхисаттв как практику, но тоже ценят любовь и сострадание ко всем живым существам.



Интересно, как перемешивались и сменяли друг друга индуизм и буддизм в камбоджийской культуре. В изначальном культе дева-раджи - «бога-царя» - буддизм тоже выполнял определённые функции, и высшее буддийское духовенство играло свою роль в этой политической системе, однако благополучие буддийской общины (сангхи) во многом зависело от вероисповедания царя. Если царь был буддистом, то сангха процветала, если шиваитом — подвергалась гонениям; при царе-вишнуите чаще всего проводилась политика мирного сосуществования религий.
Но по мере усиления феодальных кланов и обострения соперничества между ними культ «бога-царя» стал утрачивать своё централизующее значение, и одновременно возрастала идеологическая роль буддизма. Это проявлялось в переориентации культа дева-раджи на буддийский культ «царя-бодхисаттвы» со всеми вытекающими отсюда социальными и культурными последствиями. При царе Джаявармане VII стали усиливаться позиции тхеравады, символом мощи монарха стали не линги (фаллический символ, являющийся образом Шивы), а храм Локешвары - Байон. 



По поводу этого фаллического символа можно сказать, что Лингам (Линга) является проявленным образом Вечного Непроявленного Пара-Шивы, — Безличностного Брахмана — пребывающим вне времени, пространства, качеств, формы и т. д. По некоторым источникам, именно Лингам является причиной существования материальной Вселенной. Наиболее интересным представляется миф из первой части «Линга-пураны».
Согласно ему, в самом начале творения Брахма и Вишну заспорили, кто из них главный. Этот спор продолжался довольно долго и закончился тем, что перед спорщиками появился бесконечный огненный столб. Не поняв, что это перед ними, они атаковали столб своим оружием. Когда Брахма и Вишну поняли, что не могут нанести никакого вреда этому столбу, они решили найти начало и конец этого столба, и Брахма отправился искать верхний его конец, на поиски вершины, а Вишну — нижний. Не найдя начала и конца, они снова встретились, и в этот момент из столба-Лингама к ним вышел Шива, который и объяснил Брахме и Вишну их реальное положение в этой Вселенной. А за то, что они атаковали столб, Шива обязал Брахму и Вишну в течение длительного времени совершать почитание Линга-мурти. О-о.

Кстати, хотите посмотреть на этот самый фаллический символ Шивы - лингу? Это такой весьма крупный пестик в ступе, означающий соединение мужского и женского начал, если вы меня понимаете. Я сняла его немного на видео. Правда, здесь он немножечко... полуразрушен. Но зато любая линга - это и есть сам Шива, так предание говорит. И еще там слышно, как пищат летучие мыши под потолком башни. Качество видео то еще, но зато всего 20 секунд - это вы точно выдержите.


Но вернемся к нашей истории. Победа тхеравады при славном правителе была не окончательной. Первый же его преемник славного правителя стал разрушать и осквернять буддийские храмы, вновь превращая их в святилища Шивы и устанавливая в них линги. Здесь до сих пор видны следы его вмешательства: в этих нишах изначально были установлены статуи Будды, так и не восстановленные. Впрочем, этот период продлился относительно недолго, и с конца XIII века тхеравада стала господствующей религией Камбоджи. 


А это наш старый индуистский знакомый Раху - помните ту историю из пахтанья Молочного океана, когда один ушлый демон-асура прикинулся богом-дэвой, чтобы испить амриту - эликсир бессмертия, а Шива разрубил его за это пополам, и с тех пор его верхняя половина отвечает за лунные затмения?
Так вот, существует еще одна легенда про Раху, по которой некоторый царь посылает Раху к Шиве, чтобы последний признал свое поражение и капитулировал. Когда Шива услышал требование о капитуляции, он очень рассердился, и чуть не уничтожил Раху. Но потом передумал и сказал, что если он выиграет, то Раху придется есть свою плоть. Шива выиграл, Раху съел половину себя. Шива был так польщен честностью Раху, что сделал его своим посыльным и охранником дверей, который будет наказывать всех плохих людей.
Поэтому образ Раху высечен над дверными проемами в Байоне.



А оконные проемы здесь украшают индуистские небесные танцовщицы - апсары.


Они все разные, двух одинаковых не найти.


Различия могут быть в бусах, юбке, браслетах, тиаре, в выражении лиц - в чем угодно, но они есть.


Но я, к сожалению, не знаю, кто этот персонаж. А он нам еще встретится в увитом лесами храме Та Пром.
Кто-нибудь знает? mary_zoom?   maumu?


В общем, все хорошо в Байоне, но в нем слишком много туристов.


Вот один из аттракционов: девочки-танцовщицы, позирующие в образе мифологических героев.


Вот другой: почему, вы думаете, эта тетенька застыла в такой позе? Да потому что если посмотреть с точки зрения ее фотографа, она целуется с Буддой над ней! И там стоит целая очередь желающих запечатлеть себя в этой сомнительной ситуации. Интересно, в чем тут кайф - поцеловаться с Буддой? А с Иисусом на кресте, предположим, стали бы они все целоваться, если бы выгодный ракурс был?


Давайте же просто посмотрим на эти лики, пока никто не мешает.


Анфас и в профиль, они прекрасны.


И даже Гаруда здесь тоже прекрасен, хоть и изрядно пострадал от времени. Он чем-то похож на того страуса, который живет на водопадах во Вьетнаме, вы не находите?


А это сторожевой лев с крутой попой. Чуть позже, когда мы выйдем на Слоновью террасу, я покажу вам эту попу поподробнее ) 


Но сейчас нам надо спешить в Королевский дворец!

Продолжение следует. Начало здесь.

Tags:

(26 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:oganiok
Date:Февраль 6, 2013 07:45 am
(Link)
Потрясающий пост! Статуи богов очень впечатляют!Похоже, ты очень хорошо изучила основы буддизма и индуизма и их взаимодействие в Камбодже!
Просто замечательно! Как всё сложно, и там много богов!)
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 6, 2013 06:29 pm
(Link)
Спасибо! Нет, я не то чтобы изучила это, просто мне пришлось много читать, чтобы восстановить в памяти то, что нам рассказывал гид. А он рассказывал такие интересные вещи, как я могла этим не поделиться?
[User Picture]
From:oganiok
Date:Февраль 6, 2013 06:41 pm
(Link)
Вникнуть сложно!) Нужно большое желание, чтобы "втянуться" и проникнуться))
[User Picture]
From:li_bao
Date:Февраль 6, 2013 10:07 am
(Link)
А ты читала книжку Можейко (который Кир Булычев) "1185" ? Там про этого замечательного деятеля тоже есть, как и про других.
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 6, 2013 06:29 pm
(Link)
Нет, я о ней даже не слышала, посмотрю обязательно, спасибо!
[User Picture]
From:li_bao
Date:Февраль 7, 2013 08:37 am
(Link)
Только он там не очень лестно об этом правителе говорит... Хотя, быть может, и напрасно. В общем, прочитай, книжка того стоит.
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 7, 2013 11:22 am
(Link)
Может, и не напрасно. Средневековые правители редко отличались выдающимися моральными качествами - стимула не было.
[User Picture]
From:li_bao
Date:Февраль 7, 2013 11:32 am
(Link)
Вот как раз об этом он очень интересно пишет. Я книжку давно читал, в 10ом классе неверно или на первом курсе, но именно этот рассказ запомнился мне особенно.

В общем, надеюсь, что достаточно тебя заинтриговал. )
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 7, 2013 02:03 pm
(Link)
Прочитала (фрагмент о Джаявармане VII). По Можейко выходит, что он первую половину жизни был отшельником и аскетом, несколько раз отказывавшимся от полагавшейся ему власти, чтобы не проливать кровь узурпаторов и их сторонников. И в начале царствования в 50-летнем возрасте был идеальным правителем-буддистом, отразил агрессию чамов, прекратил захватнические войны и все ресурсы бросил на строительство больниц, школ, каналов и дорог. А потом его как будто подменили, он сошел с ума и обожествил себя. И с этого момента вновь начались войны, мирное строительство было заброшено и началось строительство Байона с его бесчисленными ликами в виде Будды. А дожил он до 90 лет... Вроде бы на него так окружение повлияло, хотя это все равно не объясняет всех странностей. Но история поучительная.
[User Picture]
From:li_bao
Date:Февраль 7, 2013 03:42 pm
(Link)
Меня именно эта метаморфоза тогда поразила до глубины души-ради постройки храма с изображением себя, любимого, разорить страну и потушить все, что там было хорошего.
В книге, кстати, отрывки из жизни стран евразии в 1185 году - с запада на восток по-моему. Такие вдруг параллели открываются! Царица Тамара, Ричард львиное сердце и Чингиз-хан современники!
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 7, 2013 06:19 pm
(Link)
Меня это удивило только по контрасту с его беспрецедентно хорошими поступками в первой половине жизни. Без этого все было бы банально, как у многих правителей. Что же с ним произошло такое... Я попробую спросить нашего гида.
[User Picture]
From:aroundtree
Date:Февраль 6, 2013 11:31 am
(Link)
потрясающе!очень интересно! поцеловаться с Буддой,это как поддержать Пизанскую башню-штамп и стадный инстинкт.
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 6, 2013 06:30 pm
(Link)
Это так смешно выглядит со стороны ))
[User Picture]
From:aroundtree
Date:Февраль 6, 2013 06:32 pm
(Link)
не поддалась искушению?))
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 6, 2013 07:22 pm
(Link)
Меня искушают совсем другие вещи )
[User Picture]
From:lun47
Date:Февраль 6, 2013 08:04 pm
(Link)
Как же проигрывают современные танцовщицы древним... )
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 6, 2013 08:15 pm
(Link)
Так это же небесные танцовщицы, нимфы. Апсары. Кто же с ними сравнится?
[User Picture]
From:mary_zoom
Date:Февраль 6, 2013 08:08 pm
(Link)
очень интересно! величественный храм, поражает воображение даже с фотографий. так как кулинар из меня хреновый (бедный мой муж, ыхыхых:) поделюсь своими соображениями, то, что жарится над костром я вначале приняла за крокодайла, но потом внимательно разглядела и поняла, что это свинья, уж не знаю ели ли они свиней, но рыло точно поросячье. а в котел сыпят крупу, это или кукуруза или рис, скорей всего рис, ведь в тех краях это основной продукт, если я не ошибаюсь. ыыыыыы! правильный ответ в студию:)
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 6, 2013 08:18 pm
(Link)
Нет, не над этим костром, а над тем, что правее. На второй - не крупа и не кукуруза, это вообще не сыпучее )
[User Picture]
From:lun47
Date:Февраль 6, 2013 08:20 pm
(Link)
А по-моему, это шашлык )) Что второе - понять не могу. А вообще я пока дочитала и досмотрела - про конкурс из головы вылетело. Очень все интересно. И выглядит грандиозно. Но трудно усваивается ))
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 6, 2013 08:50 pm
(Link)
Есть первая конфетка! Это шашлык!

конфетка

Остальные продолжают усердно размышлять над второй загадкой.
[User Picture]
From:lun47
Date:Февраль 6, 2013 08:55 pm
(Link)
Спасибо. Такая аппетитная, что я нечаянно экран поцарапала ))
[User Picture]
From:notabler
Date:Февраль 7, 2013 03:43 pm
(Link)
Как-то пропустила этот пост, а ведь нельзя такого пропускать. Потрясающе интересно и информативно. Ну, и фотки зачетные, само собой. И сколько же времени вы потратили на эту экскурсию? Там можно бродить часами, мне кажется, такой калейдоскоп
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 7, 2013 04:57 pm
(Link)
Мы преступно мало потратили времени - всего один день на весь Ангкор... Просто не знали, что там столько всего. С другой стороны, это очень тяжело физически - безумно жарко, даже в декабре, я была мокрая, как мышь, уже через пару часов. А к концу дня мы были просто истощены. Так что может быть, что это и к лучшему.
[User Picture]
From:berloger
Date:Февраль 8, 2013 03:10 pm
(Link)
Только не спрашивайте, что за сапоги у них в руках - я забыла спросить у гида и теперь не знаю! Может быть, кто-нибудь подскажет? - Это щит.
Варят собак
[User Picture]
From:gallika
Date:Февраль 8, 2013 03:39 pm
(Link)
Щиты, ну конечно же! Спасибо ) Но про собак вы, по-моему, ошиблись. Это же не Корея. Впрочем, конкурс уже окончен, посмотрите дальше в журнале или по тегу.
Разработано LiveJournal.com